Изготовление дна
Продолжаем строить лодку собственными силами. С начальным этапом работ вы можете ознакомиться в предыдущей статье здесь.
После того как пропитка и столярный клей высохнут можно приступать к изготовлению ее дна. Для этого нам понадобится гладкий оцинкованный лист. Желательно, чтобы его длина соответствовала длине судна. Правда подобрать такой не просто, дело в том, что строительные магазины торгуют в основном небольшими листами (1,2х2 м, 1.5х2 м), а от больших рулонов они отрезают очень не охотно. Если договориться не удастся, берите то, что есть. Дно можно сделать и из двух листов, просто получиться чуть по сложнее.
Из купленной оцинковки вырезаем ножницами по металлу соответствующий размерам дна кусок. Чтобы было легче определить длину и ширину, лодку ставим на лист и обводим маркером, с небольшим запасом в 1,2-2 см, на всякий случай.
Далее нам необходимо подготовить нижние части бортов. Наносим с помощью пистолета санитарный силиконовый герметик небольшим слоем в виде непрерывной извилистой нити. Затем прямо на него укладываем в два ряда специальный шнур. Все это в дальнейшем надежно защитит дно лодки от протекания.
Если герметика нет, заменяем его обычной краской, если нет нити — кладем паклю.
Завершив это, осторожно накладываем вырезанный кусок жести на лодку, выравниваем и начинаем его крепить.
Для закрепления можно использовать оцинкованные саморезы с прессшайбой или гвозди. В данном случае крепим проверенным годами методом — т.е. гвоздями (1,8х32 мм). Начинаем работу с середины и движемся к краям. Работа монотонная и нудная, но торопиться не следует — торчащие гвозди не добавят красоты.
Как часто нужно их колотить показано на фото.
Те места, в которых жесть выступает за края более чем на 5мм, обрезаем. Оставшееся простукиваем молотком, загибая на борт.
Нос лодки
Нос лодки нуждается в защите, его покрываем все той же жестью. Измеряем и вырезаем нужный кусок в виде прямоугольника.
На ту часть бортов, которая закроется оцинковкой, предварительно пропитанной антисептиков (вообще, к этому времени лодку нужно хотя бы одним слоем покрыть пропиткой), наносим герметик с нитью. После этого прикладываем как показано на фото лист и приколачиваем его.
Края жести не должны выходить за пределы носа-треугольника, иначе гвозди выйдут наружу.
Сверху и снизу оцинковку укладываем друг на друга, обрезая лишнее и также крепим гвоздями. В результате получится отличный нос, только очень острый. Поэтому его кончик сминаем или обрезаем, чтобы потом не повредить об него болотники или рыболовные снасти.
Новая лодка на водоеме обязательно привлечет к себе внимание, чтобы как-то обезопасить ее от посягательств или чтобы ее не унесло течением, делаем крепление для цепи в носовой части. Для это нам понадобиться длинный болт или шпилька. Сверлим отверстие в бортах ровно по диаметру шпильки, закрепив ее, отпиливаем лишне ножовкой по металлу.
Покраска и трапик
Лодка практически готова. Покрываем ее дополнительно еще двумя слоями пропитки и оставляем на просушку в тени.
Если есть желание, можно сразу позаботиться о защите дна лодки, покрыв его краской. Оцинковка с наружной стороны, контактирующая с водой, со временем разрушается без дополнительного покрытия.
Чтобы по дну из жести было комфортно ходить и она не гремела, необходимо предусмотреть деревянный настил. Он может быть самой разнообразной конструкции. Мы сделали такой.
Вот теперь можно уверенно сказать, что лодка готова и бежать за шампанским. Лодка с оцинкованным дном намного легче чем с деревянным, да и в процессе эксплуатации ее в дальнейшем будет легче готовить после зимовки к очередному сезону. По прочности она ни сколько не уступает другим. Например, у моей предыдущей старой лодки через 10 лет использования сгнили борта, а дну хоть бы что.
Да, и еще — не жалейте антисептика, именно его, а не краски, он значительно лучше противостоит разрушению дерева.
Если в итоге у вас получится что-то подобное или даже лучше, можно вас поздравить с успешным делом.
Недавно пришло вот такое письмо из Р. Беларусь.
Здравствуйте, очень заинтересовал ваш проект — «Как сделать деревянную лодку». Все просто и надёжно, посмотрели и сделали.
Представляю несколько итоговых фото:
Если не собираетесь ставить мотор, то и заднюю часть лодки нужно делать с острыми обводами. Иначе плавать придется задом наперед. Днище необходимо закруглить. При исподьзовании в качестве днища металлического листа это беспроблемно, и лодка у вас получится быстроходной и легкой в управлении.
Заострение задней части лодки очень спорное решение, по крайне мере плавать в обычном варианте задом наперед точно не придется.
На счет, закругления днища — интересное замечание, с таким еще не сталкивался, но думается, что при этом значительно потеряется устойчивость лодки.
В Вашем варианте оптимальным является положение гребца на наиболее обтекаемой части лодки т. е. на носу. При ином положении за плоской кормовой частью плавсредства образуются турбулентные потоки, тормозящие движение. Если центр тяжести лодки будет смещен кпереди и кормовая часть приподнимется над водой — лодка будет более быстроходной, но это вариант для распашных весел. Лодка с обтекаемым днищем, как ни странно, более устойчива. Мог бы выложить фотки, но не знаю, как это сделать.
Кожаный чулок прав. Инженер или механик видимо.
Давно хотел такую лодку. На озере где я привык рыбачить очень много затопленных пней и деревьев, но зато очень перспективные места. Напоровшись на такой пень выдержит ли жестяное дно и можно как-то его усилить?
Дерево вряд ли способно серьезно повредить днище, а вот немного помять его запросто. На моей старой плоскодонке имеется несколько вмятин как раз от таких вот встреч. В общем-то тут ничего страшного, единственное, в таких местах интенсивнее в дальнейшем идет ржавление металла.
Насчет усиления — это думаю возможно осуществить двумя способами:
— за счет применения более толстой оцинковки,
— проклеить внутри лодки по дну несколько распорок.
Борта лодки обязательно должны быть из цельной доски или можно сделать их из нескольких? И как их лучше всего соединить?
Из цельной доски делать проще и быстрее, но в тоже время чем она шире тем вероятнее то, что она лопнет во время гибки борта или в дальнейшем под солнцем.
Встречал лодки где боковины были изготовлены из двух досок, но они были старые, полностью выполненные из дерева, в том числе и дно. Выглядело это так: две доски борта скреплялись изнутри планками, снаружи щель закрывалась не широкой цельной досочкой. В те времена пропиток не было, все проблемные места заливали гудроном, поэтому вполне так можно было сделать.
Сейчас же потребуется прочная склейка и в дальнейшем опять же гудрон, а это не очень хорошо — он надежно защищает от протекания только первый год, затем эти места придется все время подновлять. К тому же такая лодка становится тяжелее.
Огромное спасибо за такую полезную и познавательную статью по строительству лодки. Я хочу спросить: сколько времени примерно необходимо на её строительство?
Павел, здравствуйте. Рад, что данная статья оказалась полезной.
Сколько времени уйдет на постройку сказать сложно, все зависит от ваших плотницких способностей. Ну а если примерно, то скажем так: делаете ее впервые — управитесь за 3-4 дня (при наличии всех необходимых материалов и инструментов). Если есть небольшой опыт — хватит и двух дней. В обоих случаях сюда не включаем время на пропитку и просушку антисептиком.
В общем вполне реально спустить лодку на воду через неделю после начала ее строительства.
Информация действительно полезная, только хотелось бы узнать какими антисептиками и пропитками пользовались? Узнать желательно фирму производителя! И хотел бы еще узнать можно ли установить на такую лодку фанерное дно и какой толщины? Заранее спасибо!
Для обработки лодки средствами защиты подойдут составы любой фирмы, не думаю, что они особо чем-то отличаются, ну разве только именитых фирм, типа Тиккурила. Но покупать дорогущие ни к чему, главное покрыть судно несколькими слоями и не выбирать темные цвета.
Для своей брал то, что попалось на местном рынке, даже не помню название, запомнил только, что цвет «Калужница».
По поводу дна из фанеры — честно говоря не знаю как поведет себя данный материал в воде, поэтому ничего не посоветую. Единственное, что можно точно утверждать — она получится тяжелой, тяжелее даже, чем если бы дно изготовили по старинке полностью из досок.
Вот, начал строить под мотор 15 сил.
Поздравляем с хорошим начинанием, интересный у вас вариант. Итоговые фото обязательно здесь разместим.
Прошу прощения, затянулось моё строительство по ряду объективных причин, но не забыто и не заброшено.
Сначала днище сделал из досок, но по весне доски рассохлись, появились большие щели. Принял решение снять доски и поменял на ламинированную фанеру D9.
Пока вот что имеем на сегодняшний день:
В принципе осталось только покрасить. О спуске на воду отчитаюсь.
Опять дождь мешает